Суда́нские языки́ -
классификационный термин, употреблявшийся в африканистике в 1‑й половине 20 в. и определявший
языки, распространённые в зоне географического Судана - территории к
югу от Сахары, простирающейся от Гвинейского побережья на западе до
Эфиопского нагорья на востоке. Термин предложен К. Майнхофом (1905),
который сгруппировал все языки Африки в 4 генетических объединения:
хамитские языки, суданские языки, банту языки и семитские
языки. Основной вклад в классификацию, описание и сравнительное
изучение С. я. (с попыткой реконструкции
прасуданского языка) внёс в 1910-30‑х гг. Д. Вестерман.
В классификации Вестермана, делившего африканские языки на 3 крупные
семьи (койсанские языки, негрские и
хамито-семитские), С. я. включаются в негрские как генеалогическая семья наряду с банту и нилотскими языками. Вестерман полагал, что единство
С. я. (и шире - негрских) обусловлено лежащим в их основе общим субстратом (называемым им нигритским), который
под воздействием различных этносов и языков разделился на 3 ветви -
суданскую, банту и нилотскую. В составе С. я. выделялись 4 крупные
группы: нигритские, манде, языки с классами (полубанту), языки внутреннего Судана.
Наиболее компактной в генетическом отношении была группа манде, хотя
исследования 2‑й половины 20 в. внесли значительные коррективы в
классификацию этих языков (см. Манде
языки). Весьма пёстрой по составу оказалась группа нигритских
языков, среди которых в качестве подгрупп находились нубийские языки
(ныне относящиеся к нило-сахарским
языкам), языки ндого, занде, банда, гбайя, санго, мбум, чамба и другие (относимые ныне к адамауа-восточным языкам), ква языки (включаются ныне в виде подсемьи в нигеро-конголезские языки). Группа языков
с классами также содержала разнообразные общности от кордофанских языков до западноатлантических языков, включая языки Камеруна
и Нигерии, расположенные в бассейнах рек Бенуэ и Кросс, гур языки и в качестве особой подгруппы язык фула; отдельной подгруппой входили в
эту группу и так называемые остаточные языки Того.
Этот массив языков, чья генетическая связанность подтверждается,
существенно перегруппирован в классификациях Дж. Х. Гринберга и его
последователей. Так, кордофанские языки выделены в отдельную семью в
составе макросемьи конго-кордофанских
языков, языки Того объединены с ква; языки центрального Камеруна
и западной Нигерии перераспределены по новым подгруппам в составе
подсемьи бенуэ-конголезских языков.
Некоторые языки получили новую таксономическую характеристику, например
сонгай, относимый Вестерманом вначале к гур (1927), позже (1940) к
нигритским (в виде отдельной подгруппы), включается в нило-сахарские
(см. Сонгай-зарма языки); иджо,
условно причисленный к ква, сближается с бенуэ-конголезскими,
положение фула как члена западноатлантической подсемьи было
определено самим Вестерманом в 1952. В группе языков внутреннего
Судана также совмещались языки, требующие ныне различных генетических
характеристик; среди них были кордофанские без классов (ныне
кордофанская семья), канури (ныне один из сахарских языков), мунданг, мумуйе, юнгур
и другие (ныне адамауа-восточные), группа хауса-котоко (ныне чадские языки) и т. п. В целом
совокупность С. я. была в классификации Гринберга распределена
между 3 семьями: конго-кордофанской, нило-сахарской и афразийской, причём первая семья вобрала большую
часть С. я. и её внутренняя классификация у Гринберга в
значительной мере отражает вестермановскую (особенно для
западносуданских языков), хотя целый ряд генетических сближений языков у
Вестермана не подтвердился. Одна из заслуг Вестермана в изучении С. я.
состоит в том, что он показал близость многих из них к языкам банту, и
это отразилось в классификации последних Гринбергом (см. Бантоидные языки).
Возникшая в 50‑е гг. необходимость пересмотра классификации
Вестермана и прежде всего самого понятия С. я. объясняется тем, что
эта классификация, генеалогическая по замыслу, базировалась в
значительной мере не на генетических, а на типологических (и отчасти географических) критериях. Как при выделении
крупных объединений, так и при их внутреннем членении Вестерман
широко использовал такие структурные черты, как наличие или
отсутствие именных классов, фонологических тонов, особых классов фонем
(например, имплозивных или лабио-велярных), сингармонизма, того или иного порядка членов предложения
и адъективных, нумеративных и генитивных конструкций, преобладания
суффиксации или префиксации и т. п. Определение каждой семьи или
группы сопровождалось подробным перечислением характерных для неё
типологических признаков, и это описание сохраняет свою ценность
независимо от того, какая генеалогическая характеристика даётся ныне
той или иной выделенной Вестерманом группе языков; к 50‑м гг. сам
Вестерман стал относиться критически к термину «С. я.», что нашло
отражение в его классификации 1952, где генеалогическая группировка
языков осуществляется с большой осторожностью и наряду с
очевидными генетическими объединениями типа ква, гур есть много
так называемых изолированных групп и языков, чья генетическая
принадлежность либо гипотетична, либо требует выяснения.
Westermann D., Die Sudansprachen, Hamb.,
1911;
его же, Die westlichen Sudansprachen, B.,
1927;
его же, Charakter und Einteilung der
Sudansprachen, «Africa», 1935, Bd 6;
Baumann H., Westermann D., Les peuples
et les civilisations de l’Afrique, P., 1962;
Greenberg J. H., The languages of Africa, 2 ed.,
Bloomington, 1966;
Westermann D., Bryan M. A., The
languages of West Africa, в кн.: Handbook of
African Languages, pt 2, Folkestone - L., 1970;
Ohly R., Języki Afryki, Warsz., 1974.
В. А. Виноградов